RapArtAge ::: Рецензии

КАРАНДАШ

Дата выхода: 2004
Лейбл: Rap Recordz

Рецензия №1 (Автор: Katza)

Если вы внимательно следили за интервью Карандаша последние полгода, то ожидать вы могли именно такого альбома. Уже давно Денис настойчиво твердит о том, что хочет делать песни, а не треки, хочет записать рэп, который не будет ассоциироваться с подростковыми угрями, рэп "для всех". Очень рискованное заявление, ведь русскоязычная хип-хоп-братия ставит это словосочетание ("рэп для всех") в один ряд со знаменитой прогрессией Задорнова: "Старый Новый Год; Вялый живчик; Порядочный депутат". Какое же все-таки противоречивое общество эти поклонники хип-хопа. С одной стороны, берегут рэп, как зеницу ока, заявляя, что рэп - музыка для избранных, смыслящих, что рэп значит андеграунд. С другой стороны, с пеной у рта доказывают своему собеседнику, какая это классная песня, ведь она понравилась даже их другу рокеру. Улыбаетесь?! Да, это действительно так: мы не хотим быть похожими на всех, но в глубине души мечтаем, чтобы все были похожи на нас! Так что Карандаш просто расставил все точки над "Ё" (не путать с "Йоу").

Расставил и не замедлил поиздеваться над этой идеей со свойственной ему безграничной иронией. Напару с Даймом в треке "Помогай" Денис превращает концепцию всего диска в фарс:

"(Отец:)- Опять ты слушаешь этот собачий лай?
(Сын:)- Да нет же, нет!
(Отец)- Знаю я эти твои нет. Сегодня ты слушаешь этих своих
Дэцлов с Кастами, а завтра будешь нюхать героин?!
(Сын:)- Послушай, папа! Я докажу тебе, что рэп хороший, я докажу!
Вот, послушай.
(Карандаш:) Эта песня посвящается вам, мои любимые слушатели.
Вы ее можете поставить своим родителям, чтобы они тоже полюбили рэп.

Па-па-па-Помогай, помогай, своим родителям помогай,
Подметай полы, ковер выбивай, посуду мой, стол вытирай..."

Дайм, кстати, великолепен со своим куплетом. Вообщем, вам придется как минимум улыбнуться.

Зная Карандаша, можно заведомо сказать, что это не единственная песня, где вы
будете напрягать мышцы своего лица. И пора бы уже привыкнуть, что у него юмор особенный, неосязаемый, а я всё не перестаю удивляться. Знаете, слушаешь серьезную, на первый взгляд, вещь "Деньги пахнут", а в конце песни вдруг замечаешь, что уголки губ чуть подернулись вверх. И как у него это получается? Сравнения, рифмы, интонации... не знаю.

"Деньги пахнут, дерьмом и цветами,
Адскими чертогами и райскими садами
Деньги пахнут дерьмом и цветами,
Сколько же людей пахнут этими деньгами?!"

Напоминает мне Жванецкого, когда ты не мозгом, а шестым чувством ощущаешь скользкий, как угорь, юмор. Это вам не чукчу обсмеять:)! Или "Любовь зла". Ну как можно остаться равнодушным к таким рифмам:

"Спутниковое ТВ утром
Вечером ДВД и т.п. и т.д...
...Уже не так вкусен сникерс,
Уже не интересно, как там играют Лэйкерз"

А пропитанный добродушием припев под лучистый саксофон в сэмпле просто сводит с ума своим позитивом. Такой рэп должен нравиться всем!

На этом альбоме, пожалуй, нет песни, которую можно было бы обойти стороной в рецензии. Каждая из них, чем-то, да выделяется. Больше всего выбивается из общей струи "Кто готов драться", единственный по-настоящему "рэпперский трек" на диске. Под качающую, как девятый вал, музыку, Каран и Злой бескомпромиссно утверждают, что, чтобы выжить, нужно драться:

"Когда каждый бритый считает себя Гитлером,
Когда каждый пидор считает себя лидером,
Когда каждый фэйк считает себя критиком,
Я вам так скажу: таких в гробу видел.
Я буду биться, считаю так надо!
Когда жизнь бьет, она бьет слабых!"

Только припев несколько банален (многочисленное повторение двух строчек "Кто Готов драться? Кто готов драться? Поднимите руки! Поднимите руки!" ). Но именно такой песней стоит начинать концерт. Раскачает любой зал!!

Рэп-откровение об уходе Карандаша из РММ тоже выглядит необычным. Нет, это не второй "Dr. Блеff". Это - попытка человека разобраться в том, что произошло и почему это случилось.

"Столько мусора! Неужели мы так насорили?!
Столько грязи! Как мы так жили?!
Лучшие враги, заклятые друзья.
Неужели это сделал я?! Это сделал я...
...Не было крови луж, не было следов насилия,
Просто друзья любимые Дениса убили."

В песне "Тысячи" Карандаш пытается донести до слушателя, что в жизни стоит довольствоваться малым. Противиться его доводам, преподнесенным в такой форме, не представляется возможным:

"Из тысячи дорог мне хватит только одной,
которая ведет к дому.
В тысячу кричащих голосов я отдал бы и свой
негромкий, лишь бы он был весомым.
Из тысячи газет я выберу лишь те,
которых хватит мне, чтобы разжечь костер.
Из тысячи врагов я выберу того,
с кем война уложится в короткий разговор.
Из тысячи мужчин я верю только отцу,
надеюсь он в меня верит тоже.
Из тысячи смертей я выберу одну,
но этот выбор я хотел бы сделать... позже"

В сочувственно-проникновенной "Почему ты не спишь" Денис пытается найти причины, по которым люди не спят ночью. Сама песня подводит читателя к печальному выводу, что на ответ поставленный в припеве "Чем я могу тебе помочь?" есть лишь один ответ: "Ничем". Но, в тоже время, послушав этот трек бессонной ночью, чувствуешь облегчение. И после "Ничем" хочется добавить "Спасибо". Не зря в сэмпле используется голос ребенка напевающего "ля-ля-ля", пробуждающий параллель с колыбельной (заметьте, не со снотворным, а с колыбельной).

"Два сердца" - рэп о любви. Но очень глубокий. Больше всего цепляет тягучая романтическая музыка(почему-то ассоциируется у меня с "Бессаме Мучо"). А начало, мммм...:

"Знаешь сколько стоит жизнь? Я серьезно.
Ровно столько, сколько за нее отдаст другой.
Получается, что твоя жизнь дорогая самая, представляешь?
Ведь ради нее пожертвую собой. Не кричи мне стой!"

Ну какая девушка устоит перед таким признанием?! Красавец!!!

И, наконец, непривычно серьезные песни альбома.

"Имя", размышления о том, как назвать будущего ребенка. Наверное, слишком уж личная, а потому остается "чужой" даже для того, кто оценил идею и исполнение.

"Метро" музыкальным оформлением напоминает абстрактный хип-хоп. Наблюдения стороннего созерцателя, на секунду заострившего свое внимание на пользователях московской подземки:

"С глупыми книгами, с умными лицами
Жизнь перелистывают страницами"

И на последок "Я - слово". Почему-то вызвала ассоциации с Пушкинским "Пророком".

"Жизнь - пьяный поэт, я - слово.
Я жесток и грустен, когда ему херово
Жизнь - старый поэт, жизнь - усталый поэт,
А я, что я? Его инструмент!"

Этой песней можно подвести черту под всем творчеством. Но я искренне рад, что черта подводится только под конкретным альбомом.

Katza (07.01.2004)

Оценка:

5,0

 

Рецензия №2 (Автор: Темный)

Был велик соблазн соригинальничать в ответку Карандашу и уместить всю рецензию в одну фразу, типа: 'Лучший альбом года'. Но не буду.

1) Продолжительность записи - меньше 40 минут. Можно начать говорить высокие слова о том, что, дескать, современная жизнь настолько быстра и динамична, что времени на прослушивание длинных альбомов не хватает, поэтому у слушателей есть прекрасная возможность прослушать альбом полностью во время дороги на работу/учёбу (на 'Метро', к примеру ;)). Но не буду я говорить этих высоких слов, хотя доля правды в них, может быть, и имеется. А скажу лишь, что Карандаш просто избавился от того, что ему активно мешало на предыдущем альбоме - наличия ненужных гостей. На 'Уценке' именно совместные треки (кроме '120$' и 'Квартир') портили картину. На втором же альбоме присутствуют только те песни, которые нужны - а это, скажу я вам, большая редкость сейчас.

2) Узнав, что альбом и треки в нём будут безымянные и слушателю 'предлагается' самому всё для себя озаглавить, я возрадовался и приготовился к усиленной работе своей черепной коробки. То бишь, ожидал, что каждый трек будет противоречить сам себе, что прямолинейной идеи выражаться не будет, при этом помнил о 'незамороченности' лирики Карандаша - в общем, ждал чего-то простого и гениального и хотел разгадывать головоломки... Собственно, это - единственное в альбоме, что меня немнооожко напрягает. Как-то уж больно очевидны названия треков-то, и озаглавить их не составляет труда. Я, правда, от разочарования включил фантазию, и у меня получилось:

01. Конферансье.
02. Потому что выспался или По ТВ ночью порнуха.
03. По вопросу монетизации льгот.
04. Where Is The Love?
05. Продовольственная корзина.
06. Четверо негритят.
07. Шекспир sucks.
08. Родители ведь тоже не дураки (f/ Dime)
09. Из тысячи врагов я выберу того, с кем война уложится в короткий разговор (f/ Злой)
10. Андеграунд.
11. Даздраперма и Презипутин.
12. Пьяный поэт.

3) Текстовая составляющая. Две подсистемы - тематика и рифмосложение. За тематику я, собственно, и не волновался - знал, что чего-то он эдакое выдумает. И помимо треков № 3, № 4 и №9 всё вполне ново. По рифме Карандаш - это не Джи Вилкс, не Влади, у которых из восьми слов в строчке рифмуются девять, не Хамиль, который намеренно усложняет язык. Карандаш не станет чемпионом по технике и жонглированию рифмой (если, конечно, в следующем альбом нарочито не забацает что-нибудь мега-рифмованное). Но лирика Карандаша - одна из лучших. Если я напишу, что он находит такие слова, которые понятны слушателю, но при этом никоим образом не скатывается до банальностей, то это будет выглядеть как-то сухо и напыщенно. Но всё-таки он находит такие слова, которые понятны слушателю, но при этом никоим образом не скатывается до банальностей. Понятные слушателю слова найти не проблема, но звучать при этом свежо и интересно не так-то просто.

4) Альбом, конечно, во всех отношениях расчудесный. Но всё-таки Карандаш не привносит ничего нового в рэп как в жанр. Да и такого чёткого харизматичного стиля у него нет. В этом, собственно, и заключается его достоинство - не блещет оригинальными фишками, не поражает исполнением и музыкой, но тем не менее стоит в числе наиболее интересных отечественных рэпперов. Я бы сказал так - он делает такой же рэп, какой делает основная масса рэпперов-середнячков, но делает так, что заслуженно входит в ТОП лучших. На НЕГО надо равняться, а не копировать стиль читки и лирическую основу у какого-нить Смоки Мо.

5) ...Хотя, первый альбом как-то поживее был, поинтересней, несмотря на гостей... Вот поставят тебя, читатель, перед таким выбором: один из альбомов Карандаша остаётся у тебя, а другой ты больше никогда-преникогда не услышишь. И какой альбом ты оставишь?.. Нет, не надо говорить, что один альбом оставишь, другой потом где-нибудь с3,14здишь - если ты нарушишь условия договора, то наступит какой-нибудь там ад на земле и какой-нибудь там полный капут. Так всё-таки - какой альбом ты оставишь? Я - первый.

6) А всё равно - лучший альбом года. Немного поясню, чтобы не было непоняток. Также лучшим альбомом года я называю альбомы Смоки-Мо, Крёстной Семьи, Эла Соло. Потому как определять один-единственный лучший альбом - это дело ненужное, на мой взгляд. Как и зачем сравнивать между собой абсолютно разные, но абсолютно блестящие работы?

 

 

 

RapArtAge © 2001-2005
Designed by MarS

Копирование и воспроизведение информации, представленной на данном сайте, без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО!

Hosted by uCoz