Перед тем, как послушать и оценить новый
долгожданный альбом ЮГов "Пока никто не умер",
давайте посмотрим на то, почему, собственно,
Южные Головорезы (слово "головорезы"
знакомое, да?) с одним-единственным альбомом (ну,
технически говоря, с двумя, но по сути с одним)
считаются чуть ли не лидерами русского рэпа.. ЮГи
сейчас, как ни крути, это очень модно в русском
рэпе. Эта статья получилась больше критическая, и,
поэтому, предупреждаю сразу: лично я тоже (под
влиянием моды ;)) отношусь к нынешним ЮГам
положительно. Но кому, собственно, какое дело до
того, как я к кому-то отношусь?..
"Когда мы были молодыми" - хит даже
сейчас! Очень клёво засемплирована Людмила
Батьковна Гурченко, радует исполнение, при скрупулёзном
вслушивании не всегда радует лирика (обороты
типа "у меня есть цель и значит я играю дальше -
в моих словах не место лести, грубости и фальши"),
но радует довольно остроумное содержание
текстов:
Всё, что могло случиться с нами - уже
случилось
Я так хотел пожить, но у меня не получилось.
Весь мир петлёй свернулся, чтобы задушить меня
Вселенная не знала более крутого дня
Когда погасло Солнце и вскипели океаны
А в центре мироздания был я, конечно пьяный...
"Так, как есть" - это первая песня
ЮГов, которую я услышал. Как сейчас помню: на
каком-то сборнике надпись: Ю.Г.(Южные головорезы) -
"Так, как есть". Уже тогда бесили "гангстеры",
"головорезы", "джи" и т.п. Уже тогда
бесили (и сейчас бесят) вроде бы и правдивые, но
примитивные тексты. В общем, из двух последних
предложений логично вытекает, что тогда этот
трек меня взбесил. Потом, когда уже про ЮГов стали
говорить, внимательнейшим образом послушал этот
трек ещё раз. Вы будете смеяться, но я снова не
нашёл в нём ничего достойного. Правда, я понял,
почему ЮГи пользуются популярностью среди рэп-масс.
Но воспользуюсь избитым, но грамотным приёмом, и,
чтобы заставить вас прочитать эту рецензию до
конца, объясню свои рассуждения потом. Вот
подметил одну вещь: в "Прологе" читают, что
"Стремимся своим словом вам открыть глаза",
а уже в третьем треке "Так как есть" - "Глаза
открывать никому не будем, не имеет смысла."
Где логика? То "стремимся", то "не будем"...
"Между двух океанов (feat. Nonamerz)" - "Безымянные"
украшают этот трек, особенно неожиданно
порадовал Дайм своим очень небанальным, иронично-умным
текстом. Но мы же всё-таки собрались здесь ради
понимания феномена ЮГов, а они, честно сказать,
здесь проявили себя если и не слабо, то и не
сильно. Более всего порадовал куплет Кита:
Я часто слышу крики, типа: "Я самый великий
Я номер один, всё остальное - срань господня
Сегодня вы услышите то, что никогда не слышали
Всё остальное - плохо, остальные - просто лохи"
Я слышу эти возгласы и автора их знаю
Их Дьявол в наши головы своей рукой вбивает
Тщеславные людишки толпятся перед ним
Чтобы душонки продать за чёрный нимб
- Желаю стать святым!
- А деньги есть?
- На это хватит.
И через три минуты твоя мама - Бога матерь
На самую вершину может вознести волна
Если она на сто процентов состоит из зла
Порадовать-то порадовал, но с точки
зрения критики... Строки "Я слышу эти возгласы и
автора их знаю, их Дьявол в наши головы своей
рукой вбивает" - ну детский сад, в самом деле. А
ещё, кстати, слова "волна" и "зла" вообще-то
не рифмуются...
"Поколение" - продолжает линию
предыдущих треков, единственное - добавился
пафос, но, вместе с тем, лирика-то в принципе при
том же содержании имеет вполне достойную форму.
"Мы поколение, которое имеет мнение" - просто
хорошая фраза.
"Жизнь проходит зря!?" (feat. Мандр) -
трек проходит зря.
"Посвящается всем" (feat. Sir-J aka Jino) -
при всём моём непонимании Sir-J'я, он очень неплохо
разбавляет самих ЮГов, которые всё так же
однообразны, как в предыдущих песнях. А Jino хоть
как-то порадовал:
Извини, Лигалайз, кореш, не спасла меня пачка
сигарет от бед
...
Когда я сдохну, погребите меня мордой вниз, я буду
рад
Тогда весь мир сможет мой поцеловать зад
...
Посвящается всем говносапиенсам...
"Новый Раунд/Свежая Кровь" - наконец-то
альбом разнообразился хоть немного по тематике.
Если ты человек, который делает и слушает
непопсовую музыку - значит ты не любишь попсу, это
аксиома. Жёстко, с юмором - короче, чисто
субъективно порадовало.
Здрасьте, я не ваша тётя, не обведёте вокруг
пальца
Я рифмой бью по морде как дубинкой милицейской
Мой друг лицейский был не Пушкин, это даже лучше
Я не сторонник правил, ограничивающих нравы
Не правы те, кто говорит
Что это тупо - бас и бит
"Нули и единицы" (feat. D-Бош) -
вероятно, попытка повторить Ву-Танговский
"C.R.E.A.M.". Очень средне, я вообще никогда не
понимал, в чём смысл таких треков. Да, "cash rules
everything around me", это известно, понятно и банально,
и какой смысл говорить об этом? Если бы придумать
какой-то интересный закрученный текст - то да, а
так: пять минут говорят об одном и том же. Вряд ли
в этом есть смысл.
"Ода уходящего года" (feat. Рабы Лампы
и Sir-J) - почему-то считающийся легендарным трек.
Слушал три раза подряд, и не понял что в нём
этакого. Неплохой трек, интересней чем, допустим,
слабоватые "Жизнь проходит зря", "Так как
есть", но так, чтобы легендарный... То есть, если
четыре человека читают про одно и то же, то - ладно,
но если к ним добавляются ещё трое - всё, легенда?
"Последнее Слово" (feat. Yori) - лирика
проработана, кстати, гораздо лучше, чем во многих
треках, а вокал Yori наконец-то вносит то, чего до
этого не хватало альбому - разнообразия.
"Ростов-Москва (RMX) (feat. Каста) - на
контрасте с более тонкой, проработанной и чёткой
лирикой Касты (особенно Влади и Шыма), очень ясно
видно что ЮГи в 2001 году слабоваты в плане красоты
слова что-ли, красоты рифмы.
"Ещё один день. Часть 2 (Video Version)" (with
Nonamerz и Мандр) - как сказал Панда в программе
"Freestyle", если и есть хиты в русском рэпе, то
это - один из них. Цепляющая лирика, музыка и
припев - ну чего ещё надо для хорошей песни?
Лирика в 2004-м году выглядит простовато (хотя года
три назад она была для меня чуть ли не идеалом), но
этот трек будут читать в зале хором и в 2005-м году,
и в 2006-м, и в 2007-м. Эта песня, по идее, поставила
жирную точку в теме "так проходит ещё один день,
за собою оставляя... угадайте что?", и делать
идентичные по смыслу темы после него уже
означало повторяться. Правда многие этого не
поняли, переправили точку на запятую и штампуют
песни-синонимы.
"Т.Х.А.П." - второй (после "Когда мы
были молодыми") чисто ЮГовский хит. Обычный
смысл, но музыка и припев делают своё дело, и трек
цепляет.
"Всё ещё дешевле, всё ещё сердитее"
- самый (и единственный) весёлый трек, хит, очень
подходящий для концертов (не зря его читали на
"Наших Людях 2003").
В общем, коротко по альбому. Альбом при
не выдерживающей критики лирике в остальном
вполне достойный, а уж три года назад он, вероятно,
слушался совсем хорошо. Лирика остроумна, но
слишком... В общем, вы поняли. Могу предположить,
что при записи этого альбома ЮГи были просто
молодые и неопытные, и им элементарно не хватало
умения писать красивые тексты. Наиболее
достойные композиции: "Когда мы были молодыми",
"Поколение", "Последнее Слово", "Т.Х.А.П.",
"Всё ещё дешевле, всё ещё сердитее". Чё-то
много получилось... ;) Остальное при скрупулёзном
вслушивании - довольно средне.
Так, а теперь пришла пора попытаться
понять, чем же, всё-таки, ЮГи "взяли"
слушателя на этом альбоме. Помните, 2000-2001 гг,
расцвет деЦлоненавистничества, расцвет "движения"
за "уличность" и правдивость рэпа. Такой рэп,
какой представили ЮГи был явно востребован.
Практически без пафоса, простыми, понятными
словами. Аудитория у ЮГов чисто рэпперская, а эта
аудитория любит и понимает такие, примитивные по
своей сути, темы. А добавьте к этому то, как
выглядят ЮГи (такие уличные пацаны), как они
выражаются (практически так же, как выражаются те,
кто их слушает), хорошенько перемешайте с
понятностью текстов - вы получите идеальных
рэпперов для рэп-масс. ЮГи для нетребовательного
рэп-слушателя - то же самое, что "Руки Вверх"
для любителя попсы; если хотите, альбом "Ещё
дешевле, ещё сердитее" - попса рэпа. Всё,
закончили материть меня? ;) И эти самые "Руки...",
и ЮГи (на этом альбоме) делают то, что
востребовано их целевой аудиторией, без каких-либо
изысков, в одной и той же, повторяющейся из трека
в трек, манере, и это узнаваемо и востребовано,
хотя, лично мне, как не любящему примитивность,
это абсолютно не подходит. Но кому, собственно,
какое дело до того, что мне подходит?..
Ты, читатель, можешь вполне резонно
возразить, что то, что делают ЮГи, делают ещё
многие рэпперы, и почему же именно ЮГи, а не какие-нибудь
там __________{впиши сам} выстрелили? Я вижу несколько
тому причин. Во-первых, ЮГи потянули за нужные
рычаги в нужное время. Во-вторых, беда многих
рэпперов в том, что они много, часто и без особого
таланта и оригинальности переходят на свою
личность (типа, МНЕ херово, МОЯ жизнь - говно, Я
весь такой обделённый и крутой), причём не с
глубокими и искренними внутренними
переживаниями, которые могли бы зацепить, а с
поверхностным представлением (то есть, это то же
самое, если бы Достоевский написал "Преступление
и наказание" не как личностную драму, а как
обычный детектив); и однотипные слова, сказанные
без особого умения, об обычных переживаниях
незнакомого и малоинтересного человека слушать
не особо интересно, а у ЮГов мало личного, но
много общественного. Ну и, в-третьих, ЮГи просто-напросто
могут делать хороший рэп, в отличии от многих:
разноплановая, запоминающаяся читка всех
четырёх, неплохая музыка, интересное
семплирование - от Брата-2 и Людмилы Гурченко до
Касты, короче - этот рэп очень достойно оформлен.
Первый раз, когда я послушал этот альбом,
мой вердикт был краток - примитивный рэп для
примитивного восприятия, и сейчас я остался при
своём мнении. Хотя после альбома осталось
ощущение того, что могут сделать лучше и что
должны сделать лучше. В принципе, у них на этом
альбоме есть всё, кроме, как я уже упоминал,
красоты слова и изящности лирики, и я, хочется
надеяться, что на "Пока никто не умер" эти
"глюки" будут "пропатчены" ;). Им не надо
кардинально меняться, им просто нужно стать
старше и мудрей.