Где проходит граница между стилем и
однообразием, между элегантным почерком мастера
и штампом машины? "Элементарно, Ватсон", -
скажете вы. Ан нет. Я тоже так думал до
прослушивания второго альбома питерской группы
K.rec.
Долгожданный и многострадальный "Нет
волшебства" все-таки увидел свет. Второй релиз
от питерской братии Kitchen Records (после Смоки Мо)
ожидался как вторая сенсация года. И судя по
отзывам в рэпрунете именно таким он и стал. Даже в
большей мере, чем старший брат "Кара-тэ".
Такого количества положительных отзывов на моей
памяти не получал ни один альбом. Что ж, у нас же
демократия.... Последующие строки рассматривайте,
как митинг оппозиции.
Итак, сравнения с альбомом Смоки Мо
"Кара-Тэ" не избежать. Не избежать хотя бы
потому, что отголоски его слышны на "Нет
волшебства" очень и очень громко. Бросается в
глаза, что над этими двумя дисками работали одни
и те же люди. Местами K.rec кажутся прямым
продолжением Смоки, как то в нашумевшем
больничном "цикле", состоящем из
"Антона", "Никиты", "Дурки",
"Германа и Патрика" и "Больничного сна".
Слово "цикл" я взял в кавычки, потому что
никто не знает какая, собственно, связь между
этими треками, кроме психически
неуравновешанных героев с одинаковыми именами,
упоминающихся в них. Кстати, непонятно зачем на
альбоме Krec'ов появляется ремикс на трек
"Антон", который выходил на "Кара-Тэ".
Неужели стало модно выпускать один и тот же трек
два раза в год?
Иногда же песни с альбома создают
впечатление повторения пройденного - например,
интро... Мы уже слышали на альбоме Моллы версию
интро, которое в принципе является оглавлением
диска (так или иначе затрагивается большинство
песен). И здесь тоже самое... Хотя, надо сразу
отметить, что стиль у K.rec'ов совсем другой,
уникальный. Альбом просто сборник всех оттенков
грусти, которые вы можете себе представить. 19
песен и одно интро меланхоличных музыки и
текстов. Необычно? Да! Интересно? Вряд ли...
С точки зрения лирического наполнения
альбом хорош. Напрочь отсутствует детский пафос,
и подростковая озлобленность, свойственные
переходному возрасту русского рэпа. Фьюз и
Грязный заставляют нас испытывать всю гамму
"серых", но добрых чувств: грусть, печаль,
тоска, жалость, ностальгия... И если Грязный для
достижения цели пытается пользоватся
литературными приемами, увлекая нас в дебри
своего образного мышления, то Фьюз со своей
конкретикой не дает нам затерятся в этих
непроходимых джунглях. Таким образом
поддерживается равновесие, которое, в
совокупности с музыкальным оформлением, и
создает индивидуальный стиль группы. Но все-таки
у этой "сладкой парочки" МС есть свои
недостатки. Все, что я описал выше замечательно
до определенного предела. Когда же это начинает
повторяться из трека в трек (а их 20, не забыли?) без
новых находок или вариаций, стиль начинает
набивать оскомину, и диск превращается в
монотонно звучащую одну песню. Грязному и Фьюзу
не хватает нескольких фишек, чтобы сделать такой
длинный альбом интересным. Например, напрочь
отсутствует игра, жонглирование рифмой.
Поверьте, даже в таком стиле она очень уместна
(прослушайте Грани "Тоска" и вы поймете о чем
я), и придала бы паре треков другой оттенок.
Именно поэтому с нетерпением ждешь
редких появлений гостей. Не случайно "Старый
район" при участии UmBriaco и "Ольга Петровна"
при участии Смоки Мо так ярко блистают на этом
диске. Эти залётные МС вносят необходимое
разнообразие и "делают" эти песни. А вот Sad из
группы "Невский Бит" не смог разукрасить
"Под стук колес". Слишком уж он схож с K.rec'ами
по подаче. Еще стоит выделить песни
"Манекен" и "Вдвоем", в которых красок в
серую политру привносят Маэстро A-Sid и Розенбаум
соответственно (хотя вокал последнего несколько
"подневольный" :)).
Музыкальная состовляющая диска также
заслуживает отдельного слова. Мара, битмэйкер
группы, в большинстве случаев очень технично
оттеняет своих товарищей. Приятные сэмплы,
джазовые мелодии как нельзя лучше подходят
именно к той лирике, которую нам предлагают два
МС группы. Именно Мара главный творец грустной
атмосферы альбома. Атмосфера безупречная в плане
мастерства, однако очень однородная, и
наскучивает где-то к середине. Хотя есть моменты,
когда именно биты Мары вдыхают толику оптимизма
в песни, как это происходит в "Пойми" и в
"Перегорели пробки". Но таковых маловато.
Если говорить о треках выдержанных в
классическом стиле группы, то стоит выделить
пожалуй лишь два: "Собака" и "Осень". Это
действительно шедевры жанра, идеально
объясняющие что такое K.rec и с чем его едят.
"Собака" очень интересная песня, которую
нужно слушать и пытаться проникнуть между строк.
Тогда, может, вы увидите не бездомное животное, а,
например, человека, от которого отвернулись
близкие.
"В глазах собаки злоба.
"Где твой хозяин, ты потерялся?", -
Дети смеясь играли и тупо спрашивали пса,
Ведь даже если бы он смог ответить,
Он бы отвел глаза....
..А может правда не так сложно все в жизни,
Если найти ее смысл. Хозяин был смыслом!
Мир слишком сложная штука, подумал пес,
Собирая у носа капли собачьих слез"
"Осень" же - просто картина
сопровождающих это время года настроений, той
поры, которую в России любят поэты со времен
Александра Сергеевича.
"Пускай сегодня немного пасмурно,
Я привыкаю к насморку.
Завтра кофе с молоком,
Пепел с табаком,
Розенбаум, "Вальс Бастон""
Обидно то, что этих двух треков плюс
"Старый район" сполна хватит, чтобы понять
как звучит весь альбом. В итоге мы приходим все к
тому же: при такой концепции диск должен бы быть
наполнен 12-13 треками, как это было у собратьев
Krec'ов группы "Невский Бит", или у тех же
Ванича и Карандаша. Тогда бы "Нет
волшебства" действительно стал бы
"настольным" альбомом. Но реальность
сделала его альбомом под настроение. Хотя в
дождливую, пасмурную погоду (свойственную граду
на Неве) этот диск, наверное, незаменим. Так что
жители Питера, Лондона и прочих городов той же
широты ай-да в магазины сметать "Нет
волшебства" с полок!!!