Не знаю почему, но отношения с Джей-Зи у
меня не сложились. Предыдущие его сольники "The
Dynasty Roc La Familia" и "The Blueprint" я прослушал в
пол-уха, несмотря на то, что мои рэп-активные
друзья отзывались о них только положительно, да и
в общем они мне не очень-то и понравились. Опять
же не знаю почему, но к альбому "The Blueprint 2"
меня что-то потянуло. Скорее всего причиной стало
то, что Джей-Зи крутит любовь с Beyonce Knowles - самой на
мой взгляд классной девкой из группы Destiny's Child.
"То есть, - подумал я, - что-то такое в этом
Джей-Зи есть, раз такая девка с ним дружит." А
тут ещё попалась мне на слух песня 03' Bonnie & Clyde,
вместе с этой самой Beyonce Knowles, которая, несмотря на
то, что является переделкой песни Тупака, убедила
меня в том, что всё-таки стоит познакомиться
получше с творчеством товарища Джей-Зи. А тут, как
назло, мне принесли диск "The Blueprint 2: The Gift & the
Curse", так что придётся слушать ;) И, по недавно
появившейся у меня привычке, те чувства и мысли,
которые вызывает у меня этот альбом, я запишу и
представлю вашему вниманию.
Название альбома переводится примерно
так "Проект Второй: Дар и Проклятие".
Довольно кстати странное сочетание: дар и
проклятие... Чего бы это значило? Ладно, может во
время прослушивания пойму. Альбом состоит из
двух дисков. Проведя несложные рассуждения, я
пришёл к выводу, что первый диск, должно быть,
является "даром", а второй, соответственно,
"проклятием". Начнём, естественно, по
порядку, то есть с "дара".
(Disc One)
1. A Dream (f/ Faith Evans & Notorious B.I.G.)
Них*я себе! По другому не скажешь. Этой песне я бы
поставил одиннадцать баллов по десятибальной
шкале. Как за исполнение, так и за текст. Конечно,
когда я увидел на обложке диска, что эта песня
совместная с Бигги и его женой, то подумал, что
песня обещает быть интересной. Но не ожидал, что
она мне так понравится. Faith Evans поёт отлично,
Джей-Зи и Бигги читают подстать ей. В куплете
Джей-Зи говорится про то, что ему приснился сон, и
что в этом сне к нему явился Бигги. Ещё
понравилось то, как построена рифма - практически
все строчки рифмуются через слово "said" - I said,
he said. Звучит очень прикольно. Джей-Зи
рассказывает о чём он говорил с Бигги в своём сне.
First thing I wanted to know, what's the reason he was dead?
(Во-первых, я хотел узнать, что стало причиной его
смерти)
"More money, more problems, better believe it," he said
("Больше денег - больше проблем, лучше поверь в
это" - сказал он)
В куплете Бигги, конечно, не говорится о
том, как он явился во сне Джею-Зи ;) Его куплет взят
из песни "Juicy". Джей-Зи дал нам ещё одну
возможность вспомнить Notorious'а B.I.G.'а. , за что ему
спасибо. Бигги многое успел сказать, пока был жив,
и хорошо, что нам не дают забыть его и его слова.
You never thought that hip-hop would take it this far
(Ты никогда не думал, что хип-хоп зайдёт так
далеко)
Now I'm in the limelight cause I rhyme tight
(Теперь я в центре внимания, потому что мои рифмы
берут за живое)
Вобщем, сам замысел песни и текст
довольно интересные. На фоне бесконечных песен
про свою крутость, которыми заполнены альбомы
всех исполнителей, это песня выглядит очень ярко.
2. Hovi Baby Hovi - это одно из прозвищ Джея-Зи. А сама песня
является как бы своеобразным пресс-релизом к
альбому.
When I unwrap "The Gift & the Curse" in one session
(Я выпустил два диска альбома "The Gift & the Curse"
одновременно )
Ain't no livin person can test him
(Никто из живых людей не имеет права судить его)
Only two restin in heaven can be mentioned in the same breath as him
(Лишь двое, ушедших на небо, могут быть упомянуты
в одном ключе с ним)
Двое ушедших на небо - явно имеются в
виду не Ленин и Сталин ;) Так вобщем ничего
песенка.
3. The Watcher 2 (f/ Dr. Dre, Rakim & Truth Hurts) Первая часть этой песни была на втором
"Хронике" Доктора Дре. Соответсвенно, бит
взят оттуда, правда добавлено несколько
наворотов, но лично мне больше нравилась музыка
из первой версии. Также из первой части взята
вторая половина припева и некоторые строчки из
куплетов. Начинается песня с довольно объёмного
куплета Джея-Зи, в котором в основном опускаются
некие персонажи из рэп-мира, которые явно не в
ладах с Джеем-Зи. Но конкретных имён не
называется. "I was doin this shit when you was shittin Pampers" (Я
делал рэп, когда вы ещё в Памперсы срали) -
примерно в таком духе и весь куплет. Далее
следует куплет Дре, суть которого сводится к
тому, что Доктор всё ещё на вершине рэп-игре.
"Music lives in me, every drop in my veins" - "Музыка живёт во
мне, в каждой капле в моих венах". Тут вобщем
всё ясно. Заканчивает Раким. Каюсь, слышу его
впервые. У него текст поинтересней.
The world is mine and can't nobody keep it from me
(Этот мир мой, и никто не заберёт его у меня)
Yo, my neighborhood is never sunny
(В моём квартале никогда не бывает светло)
In the place where the number one cause of death is money
(В месте, где первая причина смерти - деньги)
...
And I'ma die with my eyes open, the watcher
(И я умру с открытыми глазами, я - смотрящий)
Хотя, по сути, смысл текста сводится к
такому же смыслу, как и первые два куплета ;) В
сумме, я в который уже раз убедился, что
продолжение песни всегда уступает оригиналу. В
данном случае уступает не намного, но всё-таки
первая часть мне нравится больше.
4. Bonnie & Clyde (f/ Beyonce' Knowles) Чего-то Джею-Зи нравится делать всякие там
переделки, продолжения и кавер-версии. В данном
случае мы имеем дело с переделкой песни Тупака
"Me & My Girlfriend". Конечно, тут не обойтись без
сравнения с оригиналом. И вновь я убеждаюсь, что
продолжение всегда уступает первоначальной
версии. Хотя с Тупаком трудно сравнивать, даже
по-моему немного неэтично. В общем, песня Джея-Зи
нормальная. Как раз такая, чтобы быть синглом и
бороться с всякими там Las Ketchup'ами за вершины
хит-парадов. Ещё вот на чём хотелось бы заострить
внимание. Я думаю, никто не удивится, если я скажу,
что Тупак недолюбливал Джея-Зи. В некоторых его
песнях даже можно услышать тривиальное "fuck
Jay-Z". И теперь многим не нравится, что Джей-Зи
переделывает песни Тупака. Но вот что я скажу по
этому поводу. Если Тупак не очень жаловал Джея-Зи,
то это не значит, что Джей-Зи испытывал такие же
чувства. Вполне возможно, что Джей уважал
творчество Пака, и таким образом отдаёт ему дань
уважения.
5. Excuse Me Miss (f/ Pharrell Williams (Neptunes)) Слушать в принципе можно, куплеты ничем
особенным не отличаются, припев попахивает
расслабухой. Нормально, короче. Хотя, наверное
именно за такие песни Джея-Зи и называют
попсо-подобным рэпом.
6. What They Gonna Do (f/ Sean Paul) Единственное, что мне запомнилось в этом
треке это то, что там прозвучало имя Скотти
Пиппена. А так это самая что ни на есть
обыкновенная песня, концовка вобще смазана.
7. All Around the World (f/ LaToiya Williams) Латойа Уильямс - это тётька из нынешней тусы
Снупа. Поёт хорошо. Здесь вновь есть небольшое
заимствование из творчества Тупака: в припеве
поётся "All around the world.. (same song)". Такой же текст в
припеве был в одной из самых первых песен с
участием Тупака, ещё времён Digital Underground. Песня
хорошая, примерно про то, что "нас знают по
всему миру".
8. Poppin' Tags (f/ Big Boi, Killer Mike, Twista) Длинноватый трек - целых шесть минут. А если
бы те, кто здесь читает, читали бы не в стиле
скороговорок, то эта песня затянулась бы минут на
пятнадцать точно. Впечатления примерно такие:
вначале неожиданность, что Джей-Зи читает очень
быстро, затем - ещё большее удивление, потому что
Twista сделал казалось бы невозможное - прочитал ещё
быстрее, чем Джей-Зи, а на протяжении всей
остальной песни - ожидание припева после каждого
куплета, потому что быстрая читка - это, может, и
неплохо, но на протяжении четырёх довольно
объёмных куплетов она запаривает. Припев ещё
более менее порадовал. Наверно, зря Джей-Зи
набрал столько народу, мне бы лично хватило его
самого и Twista.
9. Fuck All Nite (f/ Pharrell Williams (Neptunes)) Трек примерно в том же ключе, что и "Excuse Me
Miss". Слушать опять же можно в принципе. Никакой
смысловой нагрузки, расслабуха. Нет, точно,
именно за такие песни Джея-Зи называют
попсо-подобным рэпом.
10. The Bounce Предыдущий альбом Джея-Зи вышел в очень
"удачный" день - 11 сентября 2001 года. Джей-Зи
сумел найти в этом для себя выгоду.
Rumor has it "The Blueprint" classic
(Альбом "The Blueprint" называют классикой)
Couldn't even be stopped by Bin Laden
(Даже Бен Ладен не смог этому помешать)
So September 11th marks the era forever
(День 11 сентября поставил штамп на нашей эре
навсегда)
И не понятно, какое событие,
произошедшее 11 сентября, Джей-Зи называет
знаковым. Хотя в принципе он неплохо придумал.
Ещё неплохое место в тексте этой песни:
Magazines call me a rock star, girls call me cock star
(Журналы называют меня рок-звездой, девочки -
звездным членом)
Billboard, pop star, neighborhood block star
(Для Billboard'а я поп-звезда, для квартала - звезда
квартала)
Хорошо сказано. Если уж "вышел в
свет", то будь готов к тому, что со стороны
многих неудачников будут разносится
оскорбления, и что называть тебя будут разными
словами. Оценивать человека и его творчество
можно по разному, в зависимости с какой стороны
посмотреть. Если же говорить о чисто музыкальном
аспекте этой песни, то в принципе не хит конечно,
но потянет.
11. I Did it My Way (f/ Paul Anka) Трек построен на контрасте: музыка этого
трека и то, как читает Джей-Зи, на первый взгляд не
очень совместимо с тем, как поёт Paul Anka. Ну а так
вобщем средненькая сонга, поёт Paul Anka неплохо, а
так нечего особенного.
Итак, первый диск этого альбома я
послушал. Пока создаётся впечатление, что альбом
на среднем уровне. Единственное, что сильно
понравилось, это первая песня. А остальное
средненько, не плохо, нет, но средненько, что-то
лучше, что-то похуже. Пока на "троечку". Что ж,
посмотрим, что приготовил нам Джей-Зи на втором
диске. Итак, "проклятие".
(Disc Two)
1. Diamond is Forever И опять же диск начинается с очень неплохой
песни. Не такого уровня, как "A Dream", но
всё-таки получше многих.
Young cause I'm thirty-two, dressed like I'm twenty-two
(Я молод, ведь мне всего 32, одет как 22-х летний)
Flow like a 18, do what I wanna do
(Пишу рэп словно мне 18, делаю то, что хочу делать)
Хорошо всё сделано, музыка, припев, так
что всё в поряде.
2. Guns & Roses (f/ Lenny Kravitz) Название этой песни попахивает какой-то
романтикой. Хотя сама песня романтикой не пахнет.
Трек на обычную тему, но сделан довольно хорошо, с
небольшим добавлением рок-гитар, Lenny Kravitz тоже
вобщем вписался довольно удачно, в общем, пока
второй диск альбома радует.
Life is all about Guns and Roses
(Жизнь - это Оружие и Розы)
Bittersweet like friends and foes
(Сладка и горька, как друзья и враги)
Some get left behind and some get chosen
(Кто-то остаётся позади, кто-то выбирается)
3. U Don't Know (Remix) (f/ M.O.P.) Просто ради инфы - оригинал песни был на
первом Blueprint'е. Причём здесь мы наблюдем тот
редкий случай, когда ремикс ничем не хуже, а даже
интересней оригинала. В принципе музыка осталась
без изменений, писклявый голосок, повторяющий
"You don't know what you're doing" тоже не поменялся,
единственное, что добавилось, это M.O.P., которые,
как всегда, своей заводной, смачной читкой дают
жара. Джей-Зи сам на их фоне смотрится если уж не
совсем бледно, то бледновато точно. Второй диск
как-то совсем радует...
4. Meet the Parents Что-то Джей-Зи разошёлся, снова очень
сильная сонга, наверно даже лучшая . Этот трек -
трагическая история. Здесь рассказывается об
одном ниггере, который никогда не видел своего
отца. В итоге, этого ниггера убили на улицах.
Когда сына не стало, мать его стала употреблять
наркотики, со всеми вытекающими отсюда
последствиями. А ближе к концу рассказывается о
том, что ниггера этого убил... его собственный
отец, который просто не знал, что этот парень его
сын. Так что лучше позвоните своему отцу и
удостовертесь, что он помнит, как вы выглядите, а
то фиг его знает :) А кроме шуток, текст очень
сильный и самое главное интересный. Припева
здесь нет, просто идёт сплошная читка, музыка в
самый раз. Этой песне я бы поставил все
двенадцать баллов по десятибальной шкале. Просто
отлично!
5. Some How Some Way (f/ Beanie Sigel & Scarface) Сочинение на тему: "Жизнь в негритянском
квартале глазами тех, кто там вырос". Вобщем,
как видно из текста, жизнь в квартале ничем
хорошим не отличается. Размеренный бит,
размеренная читка всех читающих. Вобщем,
неплохая песня, вызывает в основном
положительные эмоции, припев, несмотря на
кажущуюся простоту и невзрачность, запоминается.
Короче, Джей-Зи ко второму диску явно набрал
хорошую форму.
6. Some People Hate В последнее время редкий рэп-альбом
обходится без песен, посвящённых своим
врагам/ненавистникам. Этот не исключение. В
принципе этот трек немного сбавляет обороты по
сравнению с предыдущими пятью, но и общего вида
не портит. В начале упоминается Тупак:
This must be the way the nigga 'Pac felt when he made
"Me Against the World," "All Eyez on Me"
(Должно быть это чувствовал Тупак, когда писал
альбомы "Me Against the World" и "All Eyez on Me")
Y'all niggaz got me feelin like all eyes on me, me against the world
(Вы ниггеры заставляете меня чувствовать, что все
смотрят на меня, что я против этого мира)
Также есть и вот такая фраза: "My success in
this game is sort of like "Pro-jectic Justice". Кто не знает,
Тупак сыграл главную роль в фильме "Poetic
Justice". И про Бигги фраза есть "Run up on 'em +Notoriously+
"Take that!". Правда я толком не понял, что она
значит ;)
7. Blueprint 2 А я уж было испугался, что Джей-Зи не
упомянёт про Nas'а ;) Для тех кто не в курсе, у
Джея-Зи с Насом давненько идёт взаимная вражда,
чему подтверждение можно найти в некоторых
песнях (соответсвенно, "Takeover" и "Either").
Например, Нас обзывает Джея-Зи Gay-Z (перевод
нужен?), а Джей-Зи, соответственно, приласкал Наса
эпитетом Esco's trash (Nas Escobar - полное прозвище Наса, trash
- мусор). В этой песне не самый грубый наезд,
Джей-Зи просто, по нашему, обозвал всё творчество
Наса bullshit'ом, и вроде всё. Взрослеет Джей-Зи...
Кстати, интересно, вражда-враждой, но вот на
саундтреке к "8-ой Миле" можно услышать и
Джея-Зи и Наса. Понятно, что их Эминем привлёк к
работе, но всё-таки как-то немного странновато.
Если говорить в целом про песню, то она довольно
неплохая, чуть-чуть использован какой-то оперный
мотивчик (какая-та тётка в припеве подвывает:
"А-а-а-а-а-а-а-а-а-а"), а это мне всегда
нравилось.
8. Nigga Please (f/ Pharrell Williams (Neptunes), Young Chris) В общем, бледненькая песенка, без неё вполне
можно было и обойтись.
9. 2 Many Hoes Всё, похоже запал Джея-Зи иссяк, вновь самая
что ни на есть средняя песня.
10. As One (f/ Freeway, Memphis Bleek, Peedi Crakk, Sparks, Young
Guns & Rell)
Ну это лучше, чем ничего. Музыка знакома до боли,
опять не могу вспомнить откуда она. Радует в этом
треке две вещи: во-первых, Rell более-менее поёт, а
во-вторых, все остальные читают не по длинному и
нудному куплету, а так, по немножку, строчек по
восемь-десять, так что не успевают надоесть.
11. A Ballad for the Fallen Soldier Баллада Павшему Солдату. Нечто подобное
опять же есть у Тупака. Джей-Зи всё-таки собрался
напоследок с силами и сделал очень хорошую,
немного лирическую композицию.
This here's a ballad for all the fallen soldiers
(Это баллада всем павшим солдатам)
I'ma about 'ta show you how a hustlers life
(Я покажу вам, что жизнь гангстера)
and a soldier's life, parallel
(и жизнь солдата параллельны друг другу)
And the one thing they got in common is pain
(Одно у них общее - это боль)
...
They're both at war (this is life)
(Они оба на войне)
В первом куплете говорится про солдат.
You lost him mama, the wars calling him
(Ты потеряла его, мать, его призвала война)
Feel its his duty to fall in line with all of them
(Он должен был пасть на одной линии со всеми ними)
He's a soldier
(Он солдат)
...
His shirts soaks up your tears as he holds yah
(Его рубашка пропитывается твоими слезами, когда
он обнимает тебя)
Your heart beating so fast speeding his pulse up
(Твоё сердце бьётся так быстро, что его пульс
учащается)
Yeah i know it sucks, Life ain't a rose bud
(Я знаю, что это хреново, но жизнь не усеяна
розами)
...
While I was out there hustling sinning with no religion
(Пока я грешил, забыв про религию)
He was off the wall killing for a living
(Он убивал ради жизни)
Второй куплет уже про жизнь гангстера.
Days turn to nights, nights turn to years
(Дни превращается в ночи, ночи перетекают в года)
Years turn to "how the fuck we make it in here?"
(Года приходят к "как мы это натворили")
...
I never thought shit could end up quite this way
(Я никогда не думал, что всё может так закончится)
There's a war going on outside no man is safe from
(Война повсюду, никому не спастись)
Вобщем, примерно в таком ключе. И
последний короткий куплет:
Mama said pray your sons becoming a man
(Мама, помолись, твой сын становится мужчиной)
...
Hear the noise make the right choice, understand
(Услышал шум, сделал выбор, пойми)
Every choice that he make he makes it for his fam
(Что бы он не выбрал, он сделал это ради своей
семьи)
It's death before dishonour
(Смерть наступит раньше позора)
And if hes gone you should honor his memory
(И если он уйдёт, надо чтить его память)
Dont cry we all gonna die eventually
(Не плачь, все мы когда-нибудь умрём)
But if he's locked in the penetentiary send him some energy
(Но если он в тюрьме, дай ему немного энергии)
They all winners to me
(Для меня они все победители)
В итоге, альбом закончился примерно тем
же, чем и начинался - отличной песней.
Впечатления от второго диска гораздо
более радужные, чем от первого. В основном все
песни хорошие и очень хорошие, хотя не обошлось и
без досадных недоразумений. Но всё-таки за второй
диск я бы поставил "четвёрку" с бо-о-о-ольшим
плюсом.
Итак, вот вроде и всё. Есть, правда, ещё
три бонус-трека, но пусть они так и останутся
бонусами. Хотелось бы сказать следущее: зачем
делать альбом на двух дисках, на котором, наряду с
очень хорошими песнями, будут и средние, не лучше
ли сделать альбом на одном диске, но на котором
будут только хорошие и очень хорошие песни? В
итоге, на альбоме из 22-х полных песен две просто
ох*енные, штук пять очень-очень хороших, примерно
столько же просто хороших, восемь вполне
нормальных треков, ну и четыре средненьких. Ещё
порадовало полное отсутствие скитов. Убрать бы
эти "средненькие" - и альбом был бы чуть ли не
на пятёрку. Хотя итак он очень неплох. Я ничуть не
пожалел, что его послушал.
Довольно часто в Рунете мне попадались
высказывания типа "Джей-Зи - попса", "Долой
его со сцены", "Ударим трудом по Джею-Зи" и
т.д. и т.п. Честно сказать, я почему-то всему этому
верил, и не очень уважал Джея-Зи. Теперь, когда я
послушал его альбом, то мне кажется, что эти
высказывания надуманы. Не знаю про его
предыдущие альбомы, но этот альбом хорош, и я бы
не назвал его попсой. Конечно, он не дотягивает до
лучшего двойного альбома всех времён "All Eyez On
Me", но по крайней мере, он лучше многого из того,
что я слышал.