Дата выхода: 12 ноября 2004
Лейбл: Respect Production
Официальный сайт: www.kasta.ru
Хамиль до 12 ноября 2004-го года не был в
Касте на основных ролях. В единственном пока
альбоме группы 'Громче воды, выше травы' он был
наименее заметным участником ('На порядок выше', 'Про
Макса', 'Эй, бабка' - без него; в тех треках, где он
есть, он выглядит бледновато на фоне Шыма и Влади,
единственный безусловно яркий момент от Хамиля
на альбоме - блестящий куплет из трека 'Фальшивые
МС'), в сольнике Влади 'Что нам делать в Греции?'
участие Хамиля в четырёх треках было, может быть,
даже более заметно, чем в групповом альбоме, хотя
и сказать, что он прыгнул там на новые высоты,
тоже нельзя. Сольный альбом должен окончательно
показать - где же всё-таки ставить точки над 'yo'.
'Великий пир' задаёт больше вопросов,
нежели даёт ответов. Не самый блистательный трек,
но при этом показывающий сущность альбома - нечто
древнее в перемешку с психо-лирикой. 'Это по
книжке, щас же все так пишут'... ;) Книжка - Библия,
кстати.
'Сестра' - в этом треке видны очертания 'новой'
Касты. Времена 'ГВВТ' прошли, и уровень Касты
существенно вырос. Шым и, особенно, Влади творят
ТАКОЕ, что самому Хамилю остаётся лишь прочитать
эпилог трека, который, тем не менее, придаёт песне
необходимую законченность. Даёшь Касту целиком!
'Пристань' - конец жизни = пристань. А что
тогда начало? Та же пристань, от которой уходит в
плавание лодка? Но кто-то возвращается на этой же
лодке, а кто-то на комфортабельной яхте... Такие
вот мысли навеял трек. Сам с себя удивляюсь ;)
Неплохая лирика, которая, как видите, заставляет
задуматься даже такого циника как я. В этом треке
ярко продемонстрирован сам Хамиль - скорее
романтик, чем прагматик.
'Для великих открытий' - спокойный Влади
в минусе, такой же спокойный, размышляющий о всём
понемногу Хамиль в тексте.
'Под одним небом' - красивейшая мелодия
несёт больший интерес, чем текст. Сценарий трека -
росли два друга, потом пути разошлись и они
оказались по разные стороны баррикад: один -
боевик, другой - солдат. С лёгким паром - каждый
получает задание убить другого. Что они,
собственно, и сделали - убили друг друга. Эдакий
поучительный боевичок, но нечто подобное где-то
уже было - типа хороший коп и честный бандит. Чуть
ниже я подробней напишу о том, что Хамиль - не
хитмейкер.
'Черви ненависти' - Песочные Люди эти
ОНИКСов молодых чем-то напоминают. Орут, ругаются
- если вам нужен русский андеграунд - вот он. Это
даже не психолирика, это - психоргазм. Или Психа
оргазм ;) Я представляю выражение лица того чела
на MTV, кому клип принесут ;) Хотя, может и возьмут,
кстати, чем чёрт не шутит, для контраста типа.
'Гончая' со Змеем - не просто
традиционное уже 'покурил-бухнул-весело-похмелье',
а рассказанная история. Краткое содержание:
парни употребили траву. Видимо, лечебную, скорее
всего, витаминизированную. Ну, чтобы польза для
здоровья была. Поехали кататься на раздолбанной
машине, выжимающей максимум 40 км/ч. Едут, глазеют
на природу. А тут... из-за акатьсии... милитьсия...
госавтоинспектьсия приветливо машет им
разноцветной палочкой. Дядя-милитьсионер по
прозвищу 'Этот Драный Дятел' попросил у парней
взять его УАЗик на буксир. Парни оказались очень
отзывчивыми и решили помочь органам
правопорядка. А ведь их никто не заставлял. Могли
бы и отказать. Но нет, наши герои считают
неудачным тот день, когда они кому-нибудь не
помогут. Едут, сзади катится 'бобик'. Хамиль,
выступавший в роли водителя, спустя какое-то
время посмотрел в зеркало заднего вида. 'Ёп-т, -
подумал Хамиль, - а ведь прямо за нами едет
госавтоинспектьсия'. 'Не помешало бы, - дальше
смекнул Хамиль, - от неё поулепётывать.' И ведь
начисто парень забыл о том, что милитьсия у них на
буксире. А тут и машина, до этого еле ковылявшая,
неожиданно дала ходу. Ну, и вы в курсе - 'дёрнул
руль в резкий поворот, уазик, кувыркаясь, летит в
чей-то огород'...
'Вечер красит город' - трек примерно из
той же серии, что 'Гончая'. Рассказы за столом,
каждый о своём.
Хамиль, в отличии от остальных
участников Касты, не хитмейкер. Шым может
написать явно хитовый текст 'На порядок выше', 'Про
Макса' , Влади, особенно в последнее время - вообще
разговор особый, а Хамиль, кроме уже упоминашихся
мной 'Фальшивых МС', блеска общим трекам не
придавал. Да что далеко ходить за примерами:
великолепная 'Сказка' Шыма - тоже ведь не простая
история, как и большинство историй на 'Фениксе',
но рассказана гораздо чётче, чем опусы Хамиля и
Доброго Зла в 'Трилогии' и в 'Кукловоде'.
Взять трек 'Феникс'. Задумка - цитирую
Хамиля с Rap.ru: 'В мифе Феникс, чувствуя приближение
старости, сжигал себя, а из пепла возрождался
новый Феникс. Мой герой, пожилой пожарный,
уставший от бездеятельного существования,
спасает ребенка во время пожара ценою
собственной жизни, передавая ему частичку своей
души.' Блестящая, не побоюсь этого слова, задумка.
Ни намёка на банальность, отличное сравнение. Сам
же трек: первые полторы минуты идёт нечто вроде
предисловия, вступления, объяснения - не знаю, как
это назвать, но оно скорее мешает восприятию
трека, чем упрощает, поэтому лучше было бы
сократить его. Чтобы слушатель не растерял
внимания, ибо потом трудно перестраиваться на,
безусловно, отличный сюжет. В 'Кукловоде' то же
самое - уж больно повествование затянуто и
перегружено, в основном в этом 'преуспели'
участники группы Доброе Зло (а вот Хамиль -
красавец). О почти 17 минутах Трилогии можно
сказать аналогичное - нет чего-то притягивающего
(либо драйва, экшена, либо чего-то
провокационного, либо просто элементарно
новаторского), заставляющего вслушиваться и
следить за перипетиями сюжета.
Немного подробней о Трилогии. Сюжет
вкратце: люди совсем испортились. Начался
звездец: тьма, пожары, гибель миллионов. Прошёл
слух о том, что 'ответ на все вопросы (читай -
спасение) есть в каменной часовне на вершине горы,
где боги складывают свои перстни'. Подойдя к
подножью горы, люди сделали привал и уснули. Во
сне им всем одновременно явился слепой старик,
борящийся с демонами. Проснувшись, люди пошли к
часовне, где их ждал этот старик. И всех просветил
и спас.
Сюжет, скажем прямо, не самый
замысловатый и оригинальный. Уж по крайней мере,
роль старика как спасителя людей избита и
сомнительна. Сомнительна, потому что не знаю, как
вы, но я обычно от таких 'полубезумных стариков'
на улицах слышу в основном: 'Горбачёв - сука, Путин
- льготы отменил, коммунисты - форева' и чаще всего
это называется старческим брюзжанием. Этим они
вряд ли всех спасут. Хотя, 'старик' Хамиля, конечно,
понятие скорее собирательное, может быть даже
Бог, но тут опять же вопрос об избитости: старики
есть почти в любой поучительной истории. Опять же
далеко ходить не будем - 'Сказка' Шыма/Фаулза. Даже
реплики схожи: 'Ты же видишь как прекрасен этот
мир, белый свет' в 'Секрете' и 'Разве ты не видишь -
солнце в твоём городе ярко светит' в 'Сказке'. И
если 'секретом', который поведал старик, является
то, что 'наше общество - подобие стада' и что не
надо вестись на соблазны дьявола - то, прямо
скажем, особого секрета тут не было. Собственно, я
к чему веду - создать рэп-трилогию - задумка,
конечно, интересная. Я не знаток таких мифических
историй, но, по-моему, 'Трилогия' Хамиля - не самая
лучшая из фантастических этюдов. 'Ночной дозор'
тот же гораздо интересней закручен. Хотя, с точки
зрения рэпа, 'Трилогия', конечно, явление занятное.
И о ней ещё будут говорить.
Фу, с 'Трилогией' вроде разобрались...
Осталось немножко.
В 'Стоне искалеченных земель' лучше
вобще не заострять внимания на тексте (нечто
среднее между 'Людям вряд ли' и 'Язычеством'), но
некто Fusionman запевает нетипично для Касты, поэтому
хоть какие-то эмоции трек оставляет.
'Радость битвы' (Объединённая Каста) -
пора встряхнуться. Так и хочется добавить -
наконец-то. Каждый из объединённых отработал
отлично. Змей - очень хороший человек :)
На самом деле, 'Фениксом' надо
восхищаться. Потому что скажешь, что альбом -
дерьмо, и люди скажут: 'Долбо*б он, этот Тёмный, не
понял глубин и подтекстов, не увидел великолепия
трилогии'. Сольный альбом, как сказал Шымон
устами Бабки на альбоме Влади, подчёркивает
индивидуальность артиста. Так что, Хамиль - он вот
такой. Не Влади, не Шым, не Змей, не Псих, а Хамиль. 'Феникс'
получился не таким, как альбом группы, не таким,
как альбом Влади, и имеет своё индивидуальное
лицо. Лицо не самое красивое и гладкое, но, всё-таки,
есть на нём какая-то отметина, шрамчик, или
родимое пятно какое-то, которые запоминаются и
нравятся, пусть не всем, но тем не менее.
'Всё же мы из разных культур - это важно.'
- 'Пристань'
'В стране слепых одноглазый может стать
правителем.' - 'Для великих открытий'
'Лучше был бы я солдатом!' - 'Черви
ненависти'
'Сваливать, как и заходить, лучше без
стука.' - 'Вечер красит город'
'Учёные.. заменяют материнские сердца на
платы.' - 'Стон искалеченных земель'
'Это по книжке, щас же все так пишут' {про
текст} - 'Радость битвы'
P.S. Эту рецензию одним из первых
прочитал такой же как и я доморощенный рецензент
;) Katza. Такой вот у нас получился с ним разговор:
K> В плане критики абсолютно согласен с
твоими замечаниями насчет "Пир" и "Стон
искалеченных земель" (сам даже хотел сравнить
с "Язычеством" и с "Людям вряд ли").
Может быть ты прав насчет банальности "Секрета".
С остальными замечаниями я готов спорить. И
естественно с оценкой, по-моему 4 - справедливая
оценка для альбома (это объективно, субъективно я
ставлю ему пять).
Т> Да я вообще оценки не очень люблю
ставить. Поставишь, потом начинаешь сравнивать с
другими оценками, кажется то слишком много, то
слишком мало... Так что оценка - дело десятое.
K> Музыкальное оформление просто
небывалое для русского рэпа. Шикарные биты,
поражающие разнообразием сэмплы идеально
гармонирующие с повествованием, всегда к месту
вкрапленные звуковые эффекты... В общем, Влади еще
раз доказал, что он лучший битмейкер страны.
Т> Про битмейкерство Влади - ты
наверное прав. Надо было коснуться сего аспекта.
Но в этом альбоме больший упор делается на лирику.
И музыка, безусловно качественная и прилизанная,
как-то особого моего внимания не привлекла. Ну, то
бишь слушаешь текст, а стоит отвлечься на музыку -
и суть повествования ускользает.
K> Построение рифм от Хамиля очень и
очень цепляет. Практически отсутствуют
банальные ряды. Хамелеон словно оживляет русскую
речь использованием слов, которые не услышишь в
подворотне, выдерживая стилистику каждого
сюжета в необходимом ключе. "Колесница - коли
снится" - гениально, нет?
Т> На 'колесницу - коли снится' я тоже
обратил внимание. Но, опять же, можно привести
такую 'отмазку' - Хамиль ведь рассказывает
истории? А чтобы легче воспринять повествование
порой нужны более простые слова. Ну согласись,
это скорее не живая речь Хамиля, а именно попытка
найти такие обороты и термины, чтоб люди сказали:
'Вах какие слова!'. Хотя плохого в этом нет ни
грамма, но в этом смысле, мне кажется, лучше брать
за пример Карандаша, который выражается более
простыми словами, но при этом его лирика - одна из
лучших. Вот когда тебе лектор рассказывает что-то,
тебе ведь понятней будет если он будет говорить
не научными, а обычными фразами?
K> Ты говоришь, что Хамиль не хитмэйкер,
но, по-моему, это не так. "Под одним небом" и
"Феникс" безоговорочные хиты, просто в
другом антураже. Это не те тексты, которые будут
читать на концертах, это те треки, которые своей
эмоциональностью вызывают мурашки по коже.
Поверь, про "хорошего копа и честного бандита"
так не цепляет.
Т> Ну вот сравни по эмоциональности, по
чёткости изложения, например, 'Про Макса' и 'Под
одним небом'. Мне кажется те же Шым или Влади
такой же сюжет, как в 'Под одним небом' рассказали
бы намного интересней.
K> На альбоме есть еще море моментов,
которые вызывают просто свинячий восторг. Но в
большинстве своем они действительно не
принадлежат Хамилю (как то припев "Червей
ненависти", рифмовка Змея и куплет Влади в "Радости
битвы", читка под скрэтч в "Наяву или во сне",
"Сестра"...) В плане исполнения мне хочется
отметить Хамиля только в одном месте - куплет в
"Червях ненависти", но и сказать, что он где-то
лажает я тоже не могу.
Т> Опять же должен с тобой согласиться,
что и на читку надо было бы, по хорошему, обратить
внимание. Но я писал так, как писалось. Видимо, я
увидел альбом таким. Альбом ведь получился
повествовательный, поэтому основное внимание на
себя обращают именно то О ЧЁМ говорится, а не КАК
и ПОД ЧТО.
K> Стоит, наверное, выделить скиты,
которые являются связующими звеньями всего
альбома. Без них слушать его было бы скучновато. А
"Ты еще в майке..." вообще шедевр не меньший,
чем "Гончая", настолько четко передает
атмосферу "спора ни о чем" между друзьями.
Т> Про 'Майку' - согласен. Остальные - в
принципе тоже всё в тему. Наверное поэтому я их и
упустил - я ведь слушал повествование, не глядя в 'содержание',
и 'упустил' само наличие скитов.
Зачем я этот разговор вставил в текст
рецензии? Потому что Katza упомянул про то, о чём я
предпочёл умолчать, остановив бОльшую часть
своего внимания на текстовом содержании альбома
Хамиля. 'Феникс' можно позиционировать как книгу,
а основное в книге, по моему разумению, это то, что
в ней написано. Если бы книга была написана явно 'плохим
языком с ошибками', это безусловно обратило бы на
себя внимание. Но в этом плане к Хамилю претензий
нет - с 'языком' всё в порядке, музыка и исполнение
являются гармоничной составляющей альбома, и,
может, поэтому моё внимание заострилось именно
на тексте, как на основе повествования, а
остальное выступает скорее в роли необходимого
придатка. И вообще, про 'хорошесть' музыки и
лирики этого альбома все, наверное, читали на Rap.ru,
так что чего, подумал я, повторяться? И решил не
повторяться.