'Видимо, с продажи альбома буду я в
Пежо или в Порше' (фраза не для этой страны)
Русские рэпперы уже предостаточно
рассказали нам о том, как же в России живётся
плохо. Живётся плохо в столицах, не менее плохо
живётся в провинции, на Урале, Владивостоке и
Камчатке. Рассказы об этом считаются нормой. А
вот рассказы о том, что в России иногда кому-то
живётся не так уж ужасно воспринимаются в штыки (прим.
см. чуть ниже) - вспомните ДеЦла, Bad B. последний
альбом. Но Эл Соло таки решил рискнуть.
Встречайте - 'Кому на Руси жить хорошо version 2004.'
Чуть ниже: я не буду сейчас говорить о
баунс-рэп-музыке, которая у нас потихоньку
развивается, ибо вся суть баунса - в баунсе. Не в
рэпе. Эл Соло не делает баунс. Он делает рэп.
Хороший, качественный рэп.
Эл самовлюблённый человек (основываюсь
на альбоме). Любить себя можно и нужно. Но по-разному.
Можно любить себя за то, какой ты хороший, как ты
виртуозно лежишь на диване, прекрасно смотришь
телевизор и феерически пишешь рецензии на
альбомы. А можно любить себя за то, что ты реально
в жизни чего-то добился. И у Эла есть все поводы
любить себя, судя по 'Соло самой весомой персоны':
За мной история, был Который я,
переплыл волжское море я, вступил в многоборье я
за выживание. Еда-проживание
не приходила так, в процессе тупого лежания.
Воздержание от секса, от мяса, от сладкого
переодически служило закалкой мне.
Эти строки, на самом деле, самые важные на альбоме.
Прочитав их, вы должны понять весь посыл диска.
Ведь можно сказать: 'Эл понтуется!' А можно
сказать: 'Эл превозносит талант, упорство, труд,
который позволяет понтоваться.' И ведь название
альбома 'Она была сукой' можно расценивать не как
'сукой была девушка', а как 'сукой была жизнь Эла'.
И ключевое слово здесь - 'была'. Во, блин, как я
завернул! :-)
Чтобы окончательно закрыть тему трека 'Соло
самой весомой персоны', поговорим о строчках,
которые были написаны во многом для того, чтобы о
них (о последней в частности) говорили в
рецензиях и на форумах.
Третье тысячелетие стояло на пороге,
нужен был переворот в хип-хопе. Те, кто в топе,
культуру не тянули вверх, траву тянули только.
На вас на всех я ставлю крест, всё, больше нет вас.
Fuck Respect, fuck D&D, fuck Rap Recordz.
Конечно, Эл не имел в виду 'фак' в прямом
смысле слова. Дело несколько в другом. Прочитай,
уважаемый читатель, внимательно строчки выше.
Прочитал? Догадался? Нет, серьёзно. Не так, что я
написал 'прочитай и подумай' - а ты прочитал и стал
читать рецензию дальше. Я настаиваю. Прочитал?
Подумал? А теперь сравни с моей точкой зрения. Нет,
точно прочитал? Объясняю: 'Те, кто в топе, культуру
не тянули вверх, траву тянули только.' Суть
высказывания не в названии лейблов, которые
упоминает Эл. Суть в том, как и кем ВООБЩЕ велись
дела в русском рэпе. Вспомните Америку - рэп не
стал по-настоящему массовой культурой, пока в
него не подтянули бизнесменов с деньгами. А
теперь вспомните Россию - рэп пошёл в массы лишь
тогда, когда пришли (цитирую обложку диска) 'продюссеры
с фамилиями на ...кий' (эти продюссеры на обложке
упомянуты в несколько ином ключе, но я рассуждаю
в принципе). К этому Эл и ведёт - сегодня нужно
двигать культуру, а не двигаться в культуре. Во,
блин, как опять завернул! Подчёркиваю - это лишь
моя интерпретация текста.
Поехали дальше по альбому. После
забавного мини-трека 'Как я провёл неделю' и скита
'BBC. Прошлый четверг' (кстати, идеально подобран),
идёт заглавный трек 'Она была сукой'. Слышать-то
многие слышали. История о том, как у него была
собака, но снюхалась с каким-то кобелём с
соседнего двора и он её в общем выгнал. Подтекст
трека понятен, но я предпочитаю не заострять
внимания на этом подтексте. Потому что тогда
получается скучная история. А слушать историю
про собачку и видеть в ней лишь историю про
собачку вполне забавно.
'Кристина' и 'Трите' - отношения с
девушками оканчиваются плачевно ('Кристина'),
либо оканчиваются ('Трите'). 'Кристина'
поинтересней будет (фраза 'Такая юная - а уже
Кристина' уже стала крылатой для меня). 'Трите' же
просто приятный и мягкий трек, но на пацанский
слух. А если это расчёт на девушек, то я думаю вряд
ли он оправдается. Потому что это только
американки, по-моему, могут с усердием подпевать 'Я
грёбанная ниггерская суууука, драть меня кверху
заааааадом, а потом брооооосить'. Хочется верить,
что наши дамы на такое не поведутся. Хотя трек,
повторюсь, приятен.
'Свали с моего пути' с ШеFFом + интерлюдия
'Джас без контрабаса' с ним же - репрезент в духе
ещё альбома 'Имя - ШЕFF'. Звучать-то звучит, но
полезной информации не несёт (наезд на
Толмацкого, если кто вдруг захочет возразить, это
уже устаревшая, а посему бесполезная информация),
а по части репрезента они не переплюнули себя же
из альбома 'Мало-по-малу'.
'Al & Solo' - первый куплет создаёт
впечатление, что это очередное, хотя и
оригинальное, самовосхваление. Но! Есть второй
куплет! И, учитывая отсутствие повсеместной
продажи альбома и отсутствие русского варианта
сайта OHHLA, просто тупо наберу текст этого самого
второго куплета.
Что общего такого между Элом и Соло?
В чём разница, и кто тебе больше нравится?
Соло читает рэп, Эл читает книги.
В подаче Соло сила, у Эла - в лирике.
Питается по ресторанам Соло, деликатесы.
Разносолы Эл сам себе готовит дома.
Соло любит яркие шмотки от хип-хоп кутюр.
Эл не замечает, что джинсы внизу протёр.
Девчонки любят Соло посреди танцпола.
Эл у барной стойки пиво попивает скромно.
Склад ума философа у Эла просто.
Соло пришёл, увидел, получил - и до скорого!
Родители горды за Эла, от Соло - в шоке.
Эл изучает людей, Соло дает уроки.
Соло из Москвы, Эл из Чебоксар.
Эл бьет словом, а Соло бьет прямым ударом.
На этом заканчивается альбом Эла Соло, и
начинается альбом Эла. Не Которого, но и не того
Соло, сделавшего первую часть диска. То ли само
так получилось, то ли выпускать полностью
мажористый альбом было слишком рискованно, но
вторая часть - это уже вполне традиционный для
России рэп. Тут тебе и ностальгия, тут тебе и
одиночество, тут тебе и чуть ли не возвращение во
времена Белых Братьев с 'Подвезло'. И не удивлюсь,
если у многих вторая половина альбома вызовет
гораздо большие симпатии, нежели первая. Оно и
понятно.
А вообще альбом Эла в рецензиях (на Рэп.Ру
да на Рэп-Стайле; а где ещё у нас рецензии бывают?)
хвалят. Хвалят вполне заслуженно. Вообще, 'Она
была сукой' - один из тех редких случаев, когда
мнение однозначно... Единственное, к чему можно
придраться - это порой не до конца проработанная
рифма. Вроде хорошо, хорошо, а потом раз - и
рифмуются какие-нибудь слова 'всё равно' и 'сто'.
Неприятно как-то.
А знаете, если этот альбом послушает
человек со стороны, который вообще не в курсе про
рэп, то у него создастся впечатление, что рэп в
России - дело прибыльное, престижное и выводящее
из грязи в князи. И ещё, может быть, решит заняться
всерьёз этой музыкой. Вот ему облом-то будет! :-)
И напоследок. Я так подумал, что
рэпперам надо переезжать в Москву.
Предпочтительней всего - из Чебоксар. Перед
глазами - живой пример Карандаша и Эла Соло.
Запомнившиеся фразы из треков альбома:
'Fuck Respect, fuck D&D, fuck Rap Recordz' - 'Соло самой
весомой персоны'
'А она была сукой (СУКОЙ!)' - 'Она была сукой'
'Такая юная - а уже Кристина' - 'Кристина'
'Снимает их {дам}, везёт на хату, тоже съёмную' - 'Трите'