Дата выхода: 19 апреля 2004 года
Лейбл: Wildcats records/CD Land
эпиграф:
1) "Кто не успел - тот опоздал"
{народная мудрость}
2) "Лучше поздно, чем никогда"
{ышо одна народная мудрость}
Предисловие:
"...основная часть альбома была написана в
период с 2000 по 2001 год. То есть, многие песни были
написаны еще даже до Путина: в самый последний
период разложения ельцинской системы. И писались
они, естественно, по отношению к тогдашней
ситуации в России. Сейчас ситуация изменилась,
может не так сильно, но все-таки изменилась. Так
что этот альбом уже можно считать старым..."
{Вис "W" Виталис из интервью газете "Завтра",
апрель 2003 года}
Никуда не деться - Sixtynine - одна из самых
известных российских рэп-групп. Но "Шестьдесят
Девятые" - это проект, выходящий далеко за
рамки привычной рэп-музыки. Он находится чуть
слева и чуть впереди того, что понимается под
русским рэпом. В своё время, помнится, Bad B. Альянс
также развивался обособленной от основной массы
группой и, при всех тех минусах, которые в нём
были, он раскрутился мама-не-горюй. Так может в
русском рэпе проще пробиться одному, чем всем
вместе? Так, чего-то я не в ту степь ушёл...
Вернёмся к нашим котам... Кстати, этот самый "кот"
Вис про кое-кого, похожего на Bad B., упомянул:
А вот на экране косят под перцев
те, у кого таланта на децел,
хип-хоперы, слепленные из теста,
словам просторно, а мыслям тесно.
Их модный прикид, их закос под гэнгста,
их потуги стать чем-то вроде треста
не скроют бездарности их полновесной
и каждый в итоге займет СВОЕ место
Альбом явно не самое лучшее, что может
предложить 69. Текстовый материал для этого
альбома по большей части написан в 2000-2001 годах (см.
предисловие), а то и того раньше, то есть материал
устарел. В 2001 году этот альбом дал бы гораздо
больший эффект, нежели сейчас (см. эпиграф 1). В
общем, что было - того уже не будет, что есть - то
есть (см. эпиграф 2).
По сути альбом представляет собой
расширенный вариант мини-альбома "В белом
гетто", и рецензию на альбом "Выживу - стану
крепче" можно писать методом "Ctrl+C -
Ctrl+V" из той рецензии. Текстуально альбом
довольно однообразен, основная идея - "мы в
белом гетто, мэн, тут идёт война, мэн, и чтобы
победить нам нужно оружие, мэн". Многие строки
встречаются в нескольких песнях (трек "Выживу"
вообще представляет собой эдакое summary цитат со
всего альбома), и это то ли отсутствие фантазии (что
совсем вряд ли), то ли выделение каких-то основных,
базовых, моментов лирики (что видимо так и есть),
то ли просто попытка не мытьём, так повторением
вдолбить в людские головы какие-то фразы, чтобы
они потом разошлись на цитаты (что, видимо, тоже
так и есть).
Основные треки альбома - "Война всё
спишет", "To Kill Ya", "Додескаден" (вставить
в песню цитату из Пелевина на целую минуту - это
как минимум смело), ну и, всё-таки, несколько
примитивный, но зато блестящий внешне "В белом
гетто ч.1". Без любого из них альбом бы многое
потерял. Остальные же треки, написанные примерно
в том же ключе, что указанные мной, являются... нет,
не проходными, просто менее яркими и заметными;
можно убрать один-два - существенной разницы не
будет. Вот что действительно жалко, так это то,
что нет блестящей "Последней темы" со
сборника "В белом гетто", но она будет на
следущем альбоме группы, который, я уверен,
станет реально классикой, если только опять не
задержится года на три-четыре.
Эта музыка изначально направлена не
только на вслушивание в текст, не только на
протест, но и не менее этого на кач толпы и
повторение припевов. Кого-то возьмёт содержание,
кому-то просто понравится как всё это звучит.
Sixtynine - пока самая музыкальная группа из всех
рэперских, и самая рэперская из всех музыкальных.
Музыкальное оформление действительно хорошо -
тут и гармонь любимая, и гитара семиструнная, не
хватает только губной гармошки (кстати, ничё
идейка) :) - в общем звучит всё это на "шесть с
минусом".
Сколько наши рэпперы не читали о том,
что "жизнь говно", сколько не кичились тем,
что несут собой протест, но реально такие треки
обратили на себя внимание только от группы Sixtynine.
Протест был услышан, и в этом, видимо, и вся суть -
можно протестовать сколько угодно, но если твой
протест услышит только какая-то замкнутая группа
твоих слушателей - то это будут скорее понты. 69 же
услышали и оценили многие известные люди, Вис
участвовал в программе "Намедни", на их
творчество даже обратил внимание официальный
сайт КПРФ (смотрите сами - www.kprf.ru/sound; интересное
сочетание, согласитесь - советские песни,
комсомольские песни, Марк Бернес, Sixtynine, Rage Against The
Machine... Вот сейчас коммунисты пропагандируют
американскую народную музыку в российской
интерпретации, а читай/пой Вис двадцать лет назад,
быть ему наряду с рокерами одним из разлагателей
советского коммунистического строя. Это я так...).
Если тебя уважают в своём родном дворе, то это не
значит, что в чужом ты не получишь по голове;
уважение уважаемых - самое важное уважение.
Сейчас у Sixtynine появился серьёзный
конкурент в борьбе за слушателя. Крутые дяди из
шоу-бизнеса, видимо, вспомнили успех ДеЦла,
посмотрели на Запад, поскребли по сусекам и
выставили на товарный лоток российской музыки
рэп-ребят под ярким и гарантирующим успех
рекламным логотипом Фабрика Звёзд. Обывателям
интересней будет слушать лёгкие рэп-поп любовно-понтовые
напевы а-ля Джа Рул от Джокера и Ко, чем
заставляющий вслушиваться рэп-фанк-рок от Виса,
хотя звучат 69 нисколько не хуже. Я думаю, у Виса
хватит таланта и умения сделать туповатую, но
хитовую песню а-ля "я тебя люблю, но замуж не
пойду", но тогда получится так, что Sixtynine
подгоняет себя под рамки попсы ("лестно быть
пресным, зато известным"). Клипом же "В белом
гетто" они сделали обратную вещь - подогнали
попсу под свои рамки, как бы громко это не звучало.
Пусть под себя и не подмяли, но бока намяли.
Если оценивать этот альбом в плане рэпа,
то придётся докапываться - тут и однообразие
лирики, и зацикленность на одной теме, и полное
отсутствие даже намёков на юмор... Всё это есть, и
плюсов это не приносит. С другой стороны, многие
рэп-альбомы представляют собой тоже самое (так
что тут Вис велосипеда не изобрёл), но только
разбавленное темами "все гандоны, а я супер"
и "пить водку, есть шашлЫки", и сделанное
гораздо менее качественно и (что важно) без души,
слушая же Виса почему-то веришь, что его
действительно всё это волнует. Читает, кстати,
Вис в меру сильно, не удивляя какой-то
залихватской "техникой чтения", но
простенько и со вкусом, то полушёпотом, то
срываясь на крик, меняя интонации, в общем - читка
довольно живая и эмоциональная. Второй участник
группы Low Bob (а то совсем про парня забыли все) не
выделяется особо. Так хотелось написать, что "поёт
в основном он, и подпевают-то в основном люди ему"
и тем самым показать его немаловажную роль, но
почитал комментарии к трекам на обложке, и увидел,
что особо-то он не поёт ;( Зато гитара
семиструнная в основном вся его, за что ему
спасибо.
Короче, подойдём к оценке сухо: 13 треков,
3 отличных, 10 хороших, тематика одна и для рэпа
типична, музыкальное оформление отличное,
исполнение тоже. Услышав "Последнюю тему" со
следущего альбома, понимаешь, что этот альбом (за
исключением, пожалуй, только "2 Kill Ya") всё-таки
уровнем ниже даже одной этой песни. Как рэп для
рэпперов это особо не впечетляюще, но как рэп (именно
рэп, а не рэп-поп) для народа - самое то. Так что,
ждём "Только для мужчин" 200n-го года. Вообще,
сейчас подумалось, что по отношению к группе
Sixtynine слово "ждём" пока самое актуальное...
P.S. Кстати, к дизайнеру обложки, коим
выступил сам Вис - Тупак по-англицки пишется не
2pak, а 2pac. Вроде буква "K" на клавиатуре далеко
от "C", так что вряд ли это опечатка... ;)