RapArtAge ::: Статьи / Интервью

История группы Gang Starr

Автор: Lemokh AKA Ukraina

The rhyme style is elevated,
The style of beats is elevated,
but it's still Guru and Premier.
And it's always a message involved.

Они никогда не подстраивались под мэйнстрим, напротив, с момента выпуска первого сингла они сами стали диктовать хип-хоп миру свои правила. Их альбомы не расходились миллионными тиражами, но их знали и уважали по обе стороны Атлантики, они всегда были эталоном, оставаясь при этом в андеграунде.

Gang Starr - это дуэт Guru и DJ Premier'a, и прежде, чем начать повествование об их творчестве, я расскажу краткую историю каждого из участников.

GuruГуру (Gifted Unlimited Rhymes Universal, Keith Elam, 18 июля 1966) родился и вырос в Бостоне, Roxbury. "It was ghetto as hell." (Это было самое настоящее гетто). Его отец был первым темнокожим судьей в Бостоне, и большим поклонником джаза. Он частенько поговаривал "Это - настоящая музыка", любовь к которой прививал и сыну. Мама заведовала библиотекой в бостонской школе, и именно она заинтересовала молодого пацана поэзией.

Впервые Гуру соприкоснулся с х-х культурой в далеком 83 году, когда во время одной из семейных поездок в Нью-Йорк он увидел воочию, что такое брэйкдэнс и граффити. И понеслось: "Me and my boys would come down every other weekend, sometimes in stolen cars, and go to clubs: the Roxy, Fever, Devil's Nest, Rooftop Roller Rink in Harlem -- that was a dangerous one." (Мы с пацанами приезжали туда [в Нью-Йорк] каждые субботу и воскресенье, иногда в краденых машинах, и отправлялись в клубы: the Roxy, Fever, Devil's Nest, Rooftop Roller Rink в Гарлеме - последний был реально опасен.)

В то время Emerson College владел хип-хоп-радиостанцией в Бостоне, называвшейся WERS. Именно там состоялись первые фристайлы не одного только Гуру. "We used to go up to WERS, and they'd let us battle on the air... That's the big difference now: the love and the fun that we were in it for. Now it's all about money." (Мы ходили на WERS, и они позволяли нам устраивать батлы в прямом эфире... Сейчас все совершенно по-другому: тогда нами двигала любовь к делу и приколам. Сейчас же все делается за бабки.)

Дебют Гуру на сцене окончился неудачей. Еще в начале 80х он со своей первой группой, которая называлась не иначе, как Gang Starr (в состав кроме самого Гуру входили: MC Damo-D-Ski и DJ 12 Be Down), выбрался в Бронкс на просмотр талантов. Судьями на этом просмотре были Melle Mel, Jah-Love и Grandmaster D, участник группы Whodini. Они даже не успели начать, как судьи вынесли свой вердикт "Next!". C чувством громадного разочарования, злостью, но с уверенностью, что все еще впереди, группа возвращается в родной Бостон. Намного позднее, будучи уже маститым МС, Гуру напоминал об этом своим бывшим судьям: "They don't remember that. You know me -- I have no shame in my game -- I asked them if they remembered but they don't." (Они не помнят этого. Мне нечего стыдиться, я спросил, помнят ли они, но они не помнили.)

Сам он считает, что результат был предрешен, когда все узнали, что группа из Бостона. Несколько лет спустя он убедится в этом...

Немного позднее Гуру поступает в Morehouse College (Atlanta), бывший одним из самых престижных учебных заведений для черного населения того времени. Именно там он знакомится с N'Dea Davenport, вокалисткой Brand New Havies (в то время она была студенткой Clark University, находившегося недалеко от колледжа Гуру).

После успешного обучения он возвращается в Бостон к старой банде. Они сошлись на том, что у себя дома им не видать большой сцены и славы. Было решено отправиться в Нью-Йорк. "I said, "Fuck this - I'm going to New York." (Я сказал: "Хрен с ним - я еду в Нью-Йорк") Отец пацана не одобрил такого решения, а за упрямство урезал финансовую поддержку. Однако решение принято. "Word is bond!"

Встретившись в Бруклине со своими корешами, он всерьез берется за дело. Сразу же был подписан контракт с малоизвестным лейблом Wild Pitch и в 1986 году был записан первый сингл "The Lesson" (который, между прочим, спродисюровал Дональд Ди). Вслед за этим были записаны вещи "Bust A Move", "Gusto", "Knowledge" (продюсером всех этих работ стал DJ The 45 King). Однако публика не воспринимала эти работы молодого и абсолютно неизвестного трио. Вернее не публика... DJ 45 King был тесно связан с DJ Red Alert, который был ведущим на радио. Red Alert включал в эфире все треки, которые приносил ему 45 King. Однако вышеупомянутые мной синглы он игнорировал.

"I went, to talk to him [DJ Red Alert] - вспоминает Гуру, - аnd he was like, "Well, your Boston accent -- they ain't ready for that." (Я пошел поговорить с ним. Вот что он ответил: "Ну, у тебя Бостонский акцент, публика не привыкла к такому") Его не хотели крутить только потому, что пацан из Бостона! Раздосадованный таким поворотом событий он пошел в магазины и списал адреса всех рекорд-лейблов, а затем выслал им все демо-записи своей группы.

Время шло, а славы все не было. Разочарованные друзья Гуру решают вернуться в Бостон. Но не он сам. Уж больно велика была его самоуверенность. Уже практически потерявший надежду Гуру приходит в студию и решает прослушать всю коробку с демо-записями, которые хранились на Wild Pitch. Первое, что он услышал, была запись от Lord Finesse. "I was like, "This guy is the next Big Daddy Kane!" And he produced his own shit, so it was incredible!". (Я подумал: "Этот тип - следующий Big Daddy Kane". И он написал все это [музыку] сам, охренеть!) Гуру спёр эту кассету. "just to listen to it" - просто для того, чтобы послушать - так она ему понравилась. "Then I found Premier" - затем я нашел кассету Премьера. - And I stole it too - И спер ее тоже. Она состояла из 4 треков. "He was using James Brown with jazz -- it was fuckin' me up." (Он использовал Джеймса Брауна и джаз, это задело меня за живое.)

Премьер до этого слышал демо Гуру и спрашивал владельца студии о нем. Теперь пришла очередь Гуру. Он сказал боссу (Stu Fine): "Мне нужна пара таких битов". Через несколько минут состоялся телефонный разговор, который предопределил дальнейшую судьбу практически всего Нью-Йоркского рэпа.

DJ PremierПремьер (Christopher Martin, 3 мая 1969) родился в Техасе, в местечке Praire View. Мама Криса жила в Нью-Йорке с другим человеком, которой был вроде отчима пацану. В связи с этим он частенько наведывался в Мекку хип-хопа. Его первая банда называлась Inner Circle Posse, а сам Крис в то время величался Waxmaster C. Не имея в то время каких либо продюсерских навыков - за плечами был только опыт школьного ди-джея - Премьер и звукоинженер студии Wild Pitch Schlomo Sonnefield засели в студии и поэкспериментировали над старыми записями Джеймса Брауна и других композиторов.

Через несколько дней Премьер выслал Гуру кассету с битами. Первой темой там шла теперешняя "Words I Manifest". За два дня Гуру написал текст и зачитал его по телефону Премьеру под его музыку. Не прошло и недели, как они вдвоем переехали в Бронкс. В квартирке на 183 улице была всего одна комната, половину которой занимал вертак Премьера. Там все и началось.

Результатом стал первый альбом Gang Starr "No More Mr. Nice Guy", изданный в 1989 году. Я специально прослушал все свои альбомы, пластинки и кассеты, выпущенные до 1990 года. Как мне кажется, этой работой они опередили Нью-Йоркский саунд года на три. В нее вошли целых 17 треков (для олд-скульных альбомов это очень много), некоторые из них явились слегка доработанными старыми текстами Гуру на новую музыку ("Gusto", "Knowledge" "The Lesson"), а "DJ Premiere In Deep Concentration" многие ценители олд-скула до сих пор считают эталоном ди-джейской работы. Альбом публика практически проигнорировала, но он переиздавался аж 4 (!) раза в 1991, 1992, 1997 и 2001 годах.

В 1990 г. Спайк Ли снимает фильм ""Mo Better Blues", саундтреком к которому явилось творение Gang Starr "Jazz Thing" с дебютного альбома. Эту вещь они посвятили джаз-музыканту Брэнфорду Марсалису, у которого жили в то время и часто надоедали ему своими шумными тусовками.

1991. Новый лейбл (Chrisalis Records) и очередная пластинка "Step In The Arena", которую многие посчитали дебютом, не зная о предыдущем релизе группы. Добротный, плотный олд-скул, замешанный на не менее добротном джазе, этот альбом содержал такие гимны, как "Just To Get A Rep", "Who's Gonna Take The Weight", "Love Sick", "Credit Is Due", моментально ставшие андеграундными хитами. Однако ошеломительного успеха, которого они ждали, так и не было. Но как сказал KRS-One: "I rather have a thousand of real niggaz behind me/then one million of you fake one's behind me" ("Drop It Heavy")

Daily Operation, альбом 92 года, и они по-прежнему не оставляют в покое джаз. "Soliloquy Of Chaos", "Take it personal", "Much too Much" & "I'm The Man", в которой приняли участие Jeru The Damaja & Lil' Dap (Именно с этой вещи и началась история Gang Starr Foundation, но об этом немного позднее) - альбом не мог не иметь успеха. Задумчивые текста Гуру в смеси с уверенной читкой под хороший Премьеровский бит и неповторимые запилы - это было серьезное заявление всей Америке, автоматически возводящее Премьера в ранг лучших Нью-Йоркских продюсеров, а Гуру - в список Realest MC's. Однако, по прежнему их релиз едва ли достигает отметки 100 000 по продаваемости.

Но они не собираются меняться. Гуру даже заявляет в одном из интервью, что видит будущие годы не иначе, как десятилетие джаза. И в подтверждение своих слов выпускает в 93 году сольный альбом с названием, говорящим само за себя: Jazzmatazz. Для его записи он пригласил различных джаз-музыкантов, под музыку которых и зачитал. Параллельно он создает свой скромный лейбл Ill Kid на котором пишутся его хорошие приятели, образовавшие Gang Starr Foundation: Jeru The Damaja, Group Home, Bahamadia, Big Shug, M.O.P.

"The first record by Jeru, "Come Clean" was on there. The first Bahamadia's record, ["Word Play"] the first Group Home record ["So Called Friends"], the first Big Shug record, they were all on Ill Kid." (Первая запись Джеру была сделана там, первая тема Бахамадии, первый трек Group Home, первая запись Биг Шуга, они все начинали с Ill Kid.) Позднее издавался сборник Guru Presents: Ill Kid Records, куда и вошли все упомянутые вещи.

В начале 93 года Jeru (Кендрик Джеру Дэвис) записывает первый свой трек "Come Clean", (естественно, спродюсированный Премьером). Песня весьма быстро стала андеграундным хитом, а Джеру просит Премьера наделать ему битов для альбома. Альбом был состряпан немного позднее, т.к. Крис пока был занят работой над сольником Krs-One "Return Of The Boom Bap".

Параллельно с работой над материалом для нового альбома Премьер также сотрудничает с Notorious B.I.G., музыка для сольной работы Jeru The Damaja "Sun Rises In The East" уже готова, остается еще дебютный альбом Nas'а "Illmatic".

"Around 92', the time we did 'Dwyck' and all that, I started to understand the science. I finally built the confidence to be able to fuck with other artists outside of Gangstarr and feel good about doing it." (Приблизительно в 92, когда мы работали над темой "DWYCK", я прохавал всю кухню. Я окончательно уверовал в то, что могу попробовать работать с другими челами, и мне это очень нравилось.)

Все эти вещи вышли в свет почти одновременно с очередной работой Gang Starr "Hard To Earn". Альбом звучал по-новому: более мрачная музыка, голос и текста Гуру стали более озлобленными, как бы для подтверждения названия группы, однако это были все те же Гуру и Премьер, очередные 17 треков, очередные бессмертные хиты: "Code of the Streets", "Tonz'O'Gunz", "Mass Appeal", "Suckas Need Bodyguards". Джаза стало меньше, но общее звучание от этого нисколько не пострадало.

После этой работы они решают немного поработать отдельно друг от друга: Гуру работает над новым "Jazzmatazz vol.2: A New Reality" - очередные 20 текстов на самые разные темы под приятную, но далеко не попсовую музыку. Премьер, пожиная плоды предыдущих удачных побочных проектов, снова в одной упряжке с Krs-One и Gang Starr Foundation. На свет появляется "MC's Act Like They Don't Know" со второго альбома Krs-One. Пацаны из Group Home, Lil' Dap & Melachi The Nutcracker, тоже всерьез занялись рифмованием, в 95 выходит их пластинка "Living Proof". Не успокаивается Jeru The Damaja, и в 96 выпускает второй альбом "Wrath Of The Math". Параллельно ведется работа почти со все братвой из D.I.T.C. Распадается дуэт Eric B & Rakim и Премьер теперь запирается в студии с Ракимом... Похоже, что пацаны уже забыли о прошлой совместной карьере. Но спустя почти 4 года появляются слухи о новой пластинке.

Следующая работа называлась "Moment Of Truth" (1998). Местами ностальгичный, местами жесткий и агрессивный, этот альбом, пожалуй, является лучшим примером того, как люди совершенствуются со временем. В нем по-прежнему не было той гангстерии, по которой сохла половина Америки. Напротив, интеллектуальные, местами философские текста, пропущенные через сердце и душу, красивая музыка и все те же биты и запилы от Премьера. В альбоме колоссальное количество гостей: Inspectah Deck на Above The Clouds, K-Ci & JoJo с их красивой подпевкой на Royalty, Hannibal на It'z A Set Up, извечные крикуны M.O.P. на B.I. vs Friendship, Big Shug & Freddie Foxxx на Militia, бостонский кореш Гуру Krumb Snatcha на Make'em Pay, C-Dep & Shiggy Sha на The Mall и Scarface на Betrayal. И это нисколько не портило звучание.

"Guru actually left a message with me at 5 in the morning, calling from Florida, doing the hook on the phone, - Гуру оставил мне сообщение, позвонив в 5 утра из Флориды. Он зачитал по телефону. - And I was so tired - Я был таким уставшим! - But the hook was dope. It's definitely another complete record." - Но текст был путевым! Это по любому была новая тема. - Так Премьер вспоминает о теме "Discipline". И они решили, что обязательно нужен очередной альбом. Им стал сборник лучших вещей под названием "Full Clip: A Decade Of Gang Starr", содержавший 3 новых трека. Интро и первую тему с альбома они посвящают Big L, застреленному незадолго до выхода альбома.

И опять они разбегаются на время. Премьер по прежнему работает как с Gang Starr Foundation, так и на стороне: Afu-Ra, M.O.P., D.I.T.C., Mos Def, Nas, Royce Da 5'9'', Brand Nubian, Das EFX, MC Solaar, Dilated Peoples, Common, Rakim - далеко не полный список его сайд-проектов.

В 2001 Гуру выпускает сразу 2 альбома: новый Jazzmatazz: Street Soul. Звучал он послабее, чем предыдущие, но текста были не менее вдумчивыми и интересными. И отдельную пластинку под названием Baldhead Slick & Da Click.

Но ветераны опять вместе и участвуют в записи альбома Tony Touch "Piece Maker", их трек "Battle" присутствует на саундтреке к фильму 8 Mile, а совсем недавно появилась информация, что Gang Starr готовят новый альбом под названием "The Ownerz", выпуск которого намечен на февраль 2003 года. В список гостей этого альбома входят Snoop, Jadakiss, Fat Joe, M.O.P., Krumb Snatcha, Big Shug и Freddie Foxxx. Они даже сняли клип на один из синглов. Гуру заявил, что после выхода этой работы он займется четвертым Jazzmatazz'ом, Премьер тоже готовит альбом.

5 ноября 2002 года пацаны выпустили сингл "The Skillz" - по их словам - одну из самых горячих тем нового альбома. Надеясь, что свои люди уже сработали, я отправился по интернету с огромным желанием заценить это дело. Не скажу, что нашел быстро, но все же на одном немецком форуме откопал вот такую ссылочку: www.hiphopgame.net/audios/gangskillz.ram

Тема разгоняется очень долго, около минуты. Премьер разгоняет какой-то нью-скулец... Я жду, когда же начнется скрэтч и грянет так любимый мною бит... Ну вот, кажется заканчивается, пошла музыка.

Я разочарован! Hе то, чтобы полная ерунда, но все же не люблю я Tony Touch'a (именно он был продюсером трека - об этом не раз упоминается в разгоне, да и музыка легко угадывается. Альбом Тони "The Piecemaker" открывала песня Gang Starr с одноименным названием. Вот это была колбаса! Поэтому, когда я впервые услышал слова "Tony Touch" ждал того же). Здесь нет тех битов Премьера, которые лихо колбасили, да и откуда им взяться. Запилы остались те же, Гуру по-прежнему хорошо читает, к тексту как-то не прислушивался, уж больно велико было разочарование. Если в таком духе будет весь новый альбом (пишу со скрещенными пальцами на ногах), то я буду реально считать, что рэп потихоньку умирает.

Что ж, ждать осталось недолго. Как послушаю все это, обязательно напишу рецензию.

Lemokh AKA Ukraina
Февраль 2003


При написании данной статьи использовались следующие ресурсы:
- www.gangstarr.cjb.net (на момент написания не действует)
- интервью Гуру сайту cdnow.com (вопросы задавал Adam Heimlich)
- www.houseofguru.com
- www.gangstarronline.com
- www.geocities.com/SunsetStrip/Plaza/1979/main.html
- www.allmusic.com
А также свои знания, полученные еще много лет назад при чтении журнала The Source, просмотре Харьковской ТВ-программы Рэп-Обойма, ну и эмоции, возникшие при прослушивании музыки.

Копирование и воспроизведение информации, представленной на данном сайте, без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО!

SpyLOG

RapArtAge © 2001-2003
Designed by MarS

Hosted by uCoz